Музей Плантена-Моретуса — Антверпенский музей печати




Музей Плантена-Моретуса — Антверпенский музей печати

Музей Плантена-Моретуса — одна из менее известных, но в то же время самых интересных достопримечательностей Антверпена, а может и всей Бельгии . Достаточно сказать, что в 2005 году объект был внесен в список ЮНЕСКО — в оправдание Плантина был назван «самым выдающимся издателем-типографом второй половины 16 века» . Исторический многоквартирный дом на Vrijdagmarkt 22-23 избегается экскурсиями и организованными группами, поэтому здесь вы найдете тишину и покой чаще, чем где-либо еще. А старинные гравюры и атмосфера особняка эпохи Возрождения помогут вам перенестись во времени в бурный 16 век.

Многие сайты говорят, что Музей Плантена-Моретуса — старейшее издательство в мире . Это не совсем так , достаточно упомянуть, например, типографию Питера Шеффера или венецианское издательство Manucjusz. Однако следует признать, что типография Антверпена — одна из старейших в своем роде, сохранившихся до наших дней .

Все началось в 1555 году с несчастного случая. Кшиштоф Платин уже был известным и уважаемым переплетчиком и мастером. Он отдавал приказы сильным мира сего, включая даже королевский двор. Именно при выполнении такого задания на него напали пьяные авантюристы. Завязалась драка, в которой один из нападавших повредил руку будущего печатника. Хотя Плантен и избежал этой драки с жизнью, осложнения оказались настолько серьезными, что он не смог продолжить свою карьеру. Ему помог Генрих Николис — немецкий мистик и основатель протестантской семейной секты (названной в честь Familia Caritatis, то есть семьи любви). Благодаря своей финансовой помощи Плантен смог основать полиграфическую компанию, которую он назвал De Gulden Passer (Золотой компас или Золотой компас ). Инструмент для рисования также был включен в его печатную подпись вместе с предложением Labore et Constantia ( Работа и настойчивость ).

Годы величия

Деятельность Плантена пришлась на очень бурный период религиозных волнений и войн. Следует также добавить, что типограф работал в Нидерландах, где росло сопротивление правилу Габсбургов (и кто покровительствовал работе антверпенского мастера). Поначалу Palntin удалось избежать более серьезных проблем. И хотя он был вынужден на короткое время покинуть Антверпен, в его прессе появились и другие книги.

При участии фламандских магнатов типография могла даже выпустить еще одно издание «Вульгаты Лоуэн».. Однако это было лишь введением к, вероятно, самой важной работе, опубликованной издательством Плантена. Печатник понял, что, воспользовавшись помощью местных протестантов, он рискует потерять королевское покровительство. Поэтому, желая опровергнуть обвинения в поддержке протестантов, он начал работать над научной подготовкой оригинальных библейских текстов. В 1568 году он наладил сотрудничество с Бенито Ариасом Монтанусом, экзегетом, востоковедом, переводчиком и редактором. За четыре года вышло восемь томов так называемого Антверпен Полиглот !

Несмотря на критику некоторых богословов, монументальный труд получил полное признание папства. Важность работы Монтана и Плантена для католического мира подтверждается тем фактом, что именно издания Библии Плантена послужили основой для Якуба Вуйека, который создал первый католический перевод Священного Писания на польский язык. В предисловии к читателю иезуит писал:

«Я сохранил латинскую копию той, которая тщательно проверена теологами Ловова, исправлена ​​и с упразднением греческих, ассирийских и старых латинских письменных книг, которые тот же Плантин в Анторфи напечатал в 1574 году от Рождества Христова. . «

Помимо религиозных текстов, Антверпен также печатал работы ведущих гуманистов, таких как Андреас Весалиуус (анатомический трактат «De humani corporis …»), Ремберт Додоенс (ботанический труд «Historia frumentorum …»), Симон Стевин (математический «Tafelen» van Interest «) и Юстус Липсиус .

Издательство Плантена также привело к распространению иллюстраций на медных пластинах, богато украшая ими свои работы. Преемник Плантена Ян Моретус заказал такие гравюры у таких художников, как Питер Пауль Рубенс или Рембрандт ван Рейн.

Тревожные времена

На пике своего развития типография Антверпена насчитывала более 150 сотрудников и имела 22 печатных машины. К сожалению, дни славы подходили к концу — Нидерланды погрузились в войну, которая должна была изменить лицо страны раз и навсегда. В 1572 году многие прессы Плантена были конфискованы для испанской инквизиции. Однако типография функционировала без особых препятствий до 1576 года, когда в Антверпене вспыхнуло восстание неоплачиваемых войск Габсбургов. Жестокость солдат и нанесенные ими разрушения привели к тому, что этот спектакль был назван «Испанской яростью». Пострадала и компания Plantina, а сам типограф был вынужден заплатить высокий выкуп и уехать из Антверпена. Некоторое время он был активен в Лейдене.но в 1585 году он вернулся в Антверпен и начал перестраивать флигель. Он умер в 1589 году. Типографию взял на себя муж его дочери Ян Моретус . Он успешно продолжал печатную деятельность до своей смерти в 1610 году. В 19 веке флигель был продан городу, который вскоре превратил его в музей.

Музей

Коллекции заведения поистине замечательны. Примерно в десятке комнат мы можем увидеть старые печатные машины, сотни шрифтов и, наконец, только старые гравюры. Посетители могут увидеть оборудованный зал, в котором работал вышеупомянутый историк Юстус Липсиус. Возможно, именно здесь было создано неоднозначное произведение «De cruce libri tres» (свидетели Иеговы считают его доказательством тезиса о побивании Христа камнями — хотя на гравюре есть гравюры, изображающие классические версии распятия).

Есть также книги, которые Плантен не печатал, но которые демонстрируются посетителям из-за их ценности. Достаточно упомянуть хотя бы два (!) Экземпляра Библии Гутенберга (старейшей печатной книги). Посетители также увидят, как выглядели комнаты многоквартирного дома Антверпена XVI века, и смогут полюбоваться картиной Рубенса.

Практическая информация

Дни и часы работы

  • Вторник — воскресенье: 10:00 — 17:00 (последний вход до 16:30)
  • закрыто:
    • по понедельникам
    • 1 января, 1 мая, Онзе-Ливе-Хеер-Хемельваарт (День Вознесения — День Вознесения), 1 ноября, 25 декабря

Стоимость входных билетов

  • € 8,00 — люди в возрасте от 26 до 65 лет
  • 6,00 евро — люди от 12 до 25 лет и старше 65 лет
  • бесплатно — лицам до 12 лет

Бесплатный вход для всех в последнюю среду месяца .

Место расположения

Адрес : Museum Plantin-Moretus, Vrijdagmarkt 22, 2000 Antwerp.